«Сохраним прошлое для настоящего
и будущего»
(Из опыта работы школьного музея «Истоки» ОУСОШ
№22
«Образовательный центр» города Сызрани Самарской области)
Системообразующим компонентом воспитательной системы школы является деятельность школьного музея «Истоки», который создан в 2003 году в результате реализации проекта: «Сохраним прошлое для настоящего и будущего». Наш музей – историко- краеведческий. Микрорайон, где расположена школа, имеет культурные и исторические памятники. Здесь расположена православная святыня нашего края – святой источник Федоровской иконы Божией Матери. Жители микрорайона внесли большой вклад в развитие нашей России, здесь центр сланцедобывающей промышленности области. Наша школа создана в 1934 году и имеет славную историю и богатые традиции. Определяя профиль музея, мы решили сделать его многопрофильным, чтобы использовать все возможности традиций, истории, культуры нашего края для воспитания молодежи и повышения ее духовности.
Школьный музей является своеобразным центром гражданско – патриотического, духовного, нравственного и эстетического воспитания и дополнительного образования учащихся нашей школы.
Основными направлениями деятельности музея являются:
- поисково - исследовательская деятельность.
- культурно – просветительная,
- досуговая.
Постоянные экспозиции нашего музея:
- «Русская изба», повествующая о быте, традициях, старинных ремёслах жителей Поволжья;
-«Шахтёрская слава»- из истории сланцевой промышленности поселка, о сланцах в Сызрани;
- «Помяни их, земля родная» - о выпускниках нашей школы, погибших в Афганистане и Чечне;
- «Поклонимся великим тем годам» - о наших земляках, участниках ВОВ и о родном крае в годы войны;
- «Православная культура в традициях» - об архитектурном многообразии храмовых ансамблей городов Сызрани и Самары;
- «Родного края чистые истоки» - экспозиция и экскурсия к Святому источнику (об истории обретения чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери). Экскурсия включает в себя обзорную экскурсию по музею, посещение православного местного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а затем поездка к святому источнику, где в 1713 году чудесным образом была явлена чудотворная икона Божией Матери. Экскурсионное обслуживание бесплатное и осуществляется круглый год. Данный маршрут востребован. Особенно много заявок летом. В этом году у нас в гостях были ребята и учителя из города Самары, Междуречинска, Старой Рачейки и школ города Сызрани.
Все экспозиции музея созданы руками учащихся.
Большая работа проводится по комплектованию фонда.
Для этого организуются поисковые экспедиции «Бабушкин сундук» и «Подвигу жить в веках» и другие, которые дают богатейший материал для формирования и обновления экспозиций музея. Систематизируя музейный фонд, формируем музейные коллекции. Для учета музейных экспонатов ведем учетную документацию. Наша местность по-своему уникальна, ещё и потому что хранит в своих недрах горючий камень под названием сланец. Давным-давно край наш был дном огромного океана и глубоко под землёй сохранились окаменелые останки древних животных и рыб, шахтёры вместе со сланцем с глубины более 250 метров поднимали окаменелые ракушки, камни с отпечатками рыб и даже кости древнего динозавра. В экспозициях нашего музея есть подобные экземпляры. Это сланец, он является не только топливом, но и сырьём для химической промышленности, из него выделяют смолы, а из них изготавливают ихтиоловую мазь, известную во всём мире, как средство для заживления ран.
На данной экспозиции представлены самоспасатели, шахтёрские каски, старая лампа шахтёра, подземный телефон и другие предметы, ребятам из младших классов особенно нравится примерять каски и «позвонить» по шахтёрскому большому подземному телефону.
Давняя связь и добрые отношения сложились у нашего музея с советом ветеранов войны и труда. Их жизненный опыт, убежденность помогают учащимся осознать себя гражданами России.
Накануне Дня защитника Отечества и дня Победы проходят у нас уроки мужества. В подготовке празднования 60-тилетия дня Победы приняли участия большинство учащихся школы. Ребята готовили интервью, писали дневники о своих родных в годы войны – так появились альбомы «Моя семья в годы ВОВ», «Дети войны».
А с проектом «Помяни их земля родная» о выпускниках нашей школы, погибших в Афганистане, наш музей в городском конкурсе занял 3 место и получил грант.
«Вахта памяти» - так называется проект, который мы разработали в прошлом году. И теперь, согласно проекту, учащиеся нашей школы несут вахту памяти у памятника погибшим в годы войны и у могил ветеранов ВОВ и Афганцев.
Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стал традиционным экологический десант к Святому роднику, акции милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Изучая культуру православия, мы проводим праздники Рождества и Пасхи. Наши гости из дома престарелых, совета ветеранов, благотворительного фонда «Святые места», прихожане местного Православного храма. Здесь мы знакомим ребят с традициями праздников, проводим игры, конкурсы, угощаем традиционными праздничными блюдами, звучат православные песни, стихи, разыгрываются сценки. Несколько раз в год мы бываем в доме престарелых, проводим акции милосердия, концерты, выставки рисунков и поделок.
А музейные уроки имеют успех не только у ребят, но и у учителей. Классные руководители часто приглашают нас на классные часы с лекциями и экспозиционным материалом.
В прошлом году был подписан долгосрочный договор о совместной деятельности нашего музея с некоммерческой организацией благотворительным фондом «Святые места». Сотрудники фонда посещают наши мероприятия, проводят встречи с ребятами и родителями, помогают нам осуществлять поездки по святым местам нашего края, знакомят с православными традициями и культурой.
Наши успехи отражены в цифрах.
За 3 года работы музея «Истоки» организовано и проведено:
Ø ЭКСКУРСИИ..………………………….. 37
Ø МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ..………………….26
Ø КОНКУРСЫ..…………………………….23
Ø РАБОТА В МИКРОРАЙОНЕ..……….18
Ø АКЦИИ.…………………………………..17
Ø РАБОТА «ПОИСК»…………………… 15
Ø ВЫСТАВКИ ……………………………..13
Ø ПРАЗДНИКИ…………………………….11
Ø УЧАСТИЕ В ГОРОДСКИХ
И ОБЛАСТНЫХ КОНКУРСАХ ………..10
Ø УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ ………………… 8
Ø КИНОПОКАЗЫ…………………………..8
Ø ПРОЕКТЫ………………………………...6
Ø СТЕНДЫ…………………………………..5
Ø ИНФОМАЦИОННЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ…5
Ø КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗИНТАЦИИ ...4
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох. Популярным у девочек стал конкурс «Варвара краса – длинная коса», девочки узнают о традициях различных народов в ношении косичек, так в русской традиции – одна коса, у татарочек – две, у татжичек – шеснадцать. Музейные праздники отражают колорит традиций нашего народа. Такие праздники в музее, как «Русское гостеприимство», «Татьянин день», «У Волги – матушки голубой» и другие стали традиционными и вызывают большой интерес у всех присутствующих.
Большая работа проводится по подготовке экскурсоводов из числа учащихся. Их рассказы должны быть доходчивы, интересны. Школьный музей участвует в разработке и реализации многочисленных проектов. В этом году активисты школьного музея «Истоки» приняли участие в областном слете школьных музеев, где представили свой отчёт о проделанной работе за три года. Награждены дипломами Слета и ценными подарками, стали победителями конкурса экскурсоводов и конкурса стендов - отчётов, а так же заняли 2 место в общекомандном зачете.
Формируя систему дополнительного образования, мы ориентируемся на потребности детей и родителей, а так же на профиль музея. При музее работают кружки: основы православной культуры, русская словесность, театральная студия и др. Работа научного общества учащихся тоже связана с краеведением. Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов музея. Все это позволяет сделать работу музея интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность школьного музея «Истоки».